28.10.2015

Рассказ требует связного, логического, последовательного изложения, чего не требуется в разговорной речи.

          Обучение рассказыванию начинается с младшего дошкольного возраста.

          Ведущую роль в обучении детей рассказыванию занимает организованная образовательная деятельность (ООД), при этом развитие речи тесно связано с ознакомлением с окружающим миром, т.к. не имея представлений о тех или иных предметах, явлениях, событиях ребенок не может строить о них свои речевые высказывания.

          Для обучения детей рассказыванию выделяют следующие виды ООД:

  • Пересказ;
  • Рассказывание по картине;
  • Рассказывание из личного опыта или по воспоминаниям;
  • Рассказывание с игрушками;
  • Творческое рассказывание.

В работе воспитателя они должны чередоваться. Вне ООД используют дидактические игры, которые включают в себя описание, например: «Узнай по описанию», «Загадай загадку» и др.; просмотр диафильмов; различные виды театров.

Рассмотрим более подробно виды ООД для обучения детей рассказыванию.

Пересказ. Дается во всех возрастных группах, начиная с младшего дошкольного возраста, где для пересказа берется текст из 2-3 предложений.

Различают: пересказ нового текста (когда текст читается впервые уже на самом занятии) и пересказ знакомого текста (сказки) (когда не сложная, знакомая детям сказка; воспитатель задает вопросы по содержанию, которые помогают детям вспомнить последовательность событий, но не рассказывает и не читает сказку целиком).

Рассказывание по картине. Дается детям в старшей и подготовительной          группах. Если у детей хорошие навыки рассказывания, то можно дать в конце года в средней группе.

В старшей группе для рассказывания берется та картина, по которой прошло занятие по ее рассматриванию. В этом возрасте обязательно используется образец рассказа воспитателя. Он должен быть четким и кратким.

В подготовительной группе можно использовать новую картину без предварительного рассматривания. Тогда занятие состоит из 2-х частей: 1) рассматривание; 2) рассказывание. Основным приемом становятся вопросы-указания. Образец не нужен.

Рассказывание с раздаточными картинками. В старшей группе картинки даются предметные. Они могут быть разного размера. Картинки могут быть разными по сложности в зависимости от навыков детей: у кого-то легче, у кого-то сложнее. Таким образом, использование раздаточных картинок помогает реализовать индивидуальный подход к детям.

Обязательно дается образец рассказа воспитателя.

В подготовительной группе используются сюжетные картинки. Также можно использовать фотографии из детской жизни. Методика та же, но образец воспитателя может уже не даваться.

Рассказывание из личного опыта. Дается в старшем дошкольном возрасте. Это рассказ о виденном или по представлениям. Тема зависит от опыта детей, например: «Наши игры на участке». Образец воспитателя не дается.

Рассказывание с использованием игрушек. Дается со старшей группы. Для таких занятий используются игрушки: образные (собачка, машинка, кукла), сенсорные (бубен), дидактические (матрешка, пирамидка), заводные и музыкальные.

На первых занятиях (со 2-го полугодия старшей группы) дается образец и план. Рассказ должен быть не описательным, а сюжетным: как оказалась эта игрушка у ребенка или в детском саду, какая она была, что с ней стали делать и т.д.

В подготовительной группе становится больше условий: долго ли эта игрушка была у ребенка, как он ее берег. Во 2-ой половине занятия можно дать еще 3-4 игрушки. Предложить детям выбрать понравившуюся игрушку и рассказать о ней.

Когда дети научатся составлять реалистические рассказы, можно предложить придумать сказочные. Игрушки могут быть в виде сказочных персонажей, например Буратино. Дается план, например: 1) какая игрушка попала в детский сад? 2) какие другие игрушки она там увидела?

Можно дать заводные игрушки, музыкальные инструменты.

Творческое рассказывание. Дается со 2-го полугодия подготовительной группы. Самый сложный вид рассказывания. Учим придумывать завязку, ход событий, развязку, описывать место, время действия, соблюдать логику.

Детям предлагается сюжет из реальной жизни. При выборе сюжета необходимо учитывать близость к опыту ребенка, уровень речевого развития ребенка, воспитание нравственных качеств. Сюжеты могут затрагивать область детских игр и развлечений. Сюжеты могут иметь морально-этическое содержание. А также сюжеты, которые отображают интерес к животному миру, природе.

В начале обучения воспитатель дает тему и образец рассказа. На следующем этапе – совместное рассказывание с воспитателем: воспитатель начинает, дети продолжают. Когда дети освоят такое составление рассказа, после сообщения темы проводится беседа по предполагаемому содержанию и составляется план рассказа. Позже беседа не проводится, а дается только тема и план. Затем план составляется самими детьми. Они предлагают варианты каждого пункта, а воспитатель выбирает лучшие. В конце обучения дети могут сроить свои рассказы при опоре на главного героя, например: воспитатель предлагает придумать рассказ о том, как Вера ухаживала за курицей с цыпленком; знакомит детей с образом Веры, дает описание ее внешности, характера, а затем предлагает детям придумать самостоятельно, как она ухаживала за курицей и цыпленком. 

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных