27.10.2015

 

Задачи трудового воспитания дошкольников.

          Трудовое воспитание дошкольников основано на стремлении детей к активности, самостоятельности. Элементы трудовой деятельности и направлены на удовлетворение их потребности в активной деятельности. Ребенка привлекает не конечная цель труда, не его результат, а сам процесс. Часто дети не доводят деятельность до конца. Такое отношение детей к результату труда соответствует их ситуативному интересу. Перед воспитателем и стоит задача – сформировать устойчивый интерес детей к конечному результату любого труда. Именно это и способствует воспитанию трудолюбия у ребенка.

          Под руководством взрослых дети получают знания о труде. При этом они не только обучаются трудовым умениям и навыкам, но и знакомятся с трудом взрослых. Такое знакомство воспитывает у детей уважение к труду других людей. Работа эта сложная, т.к. ребенок видит в жизни и негативное отношение к материальным ценностям. Поэтому другая задача воспитателя – раскрыть значимость создаваемых материальных ценностей для каждого человека, для семьи и государства.

          Последовательно и настойчиво воспитатель формирует у детей умения трудиться в группе. Именно в совместной деятельности дошкольники учатся распределять обязанности, выполнять поручения. Если труд организован правильно, ребенок прилагает определенные усилия, что развивает у него физическую силу и волю.

          Организуя трудовую деятельность, нужно помнить, что труд должен быть целесообразным, полезным для развития ребенка, посильным и результативным.

          Еще одна важная задача трудового воспитания – это развитие навыков самообслуживания у детей.

Виды труда.

          Самообслуживание. С помощью труда по самообслуживанию у детей воспитываются навыки и умения быть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи, игрушки. К труду по самообслуживанию детей приучают с самого раннего возраста.

          Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.д.). Воспитательное значение самообслуживания заключено в его жизненной необходимости.  

          Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Этот вид труда направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам и окружающим в целом.

          Этот вид труда может быть организован в различных формах: это и индивидуально-подгрупповые поручения, и дежурства, и коллективный труд.

          Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к природе. В уголке природы выращиваются комнатные растения, лук, рассад для огорода, цветника. На огороде выращиваются овощные культуры. Дети принимают участие в выращивании и уходе: сажают луковицы, семена, поливают, рыхлят почву, собирают урожай, семена.

          Ручной труд – изготовление предметов из разнообразных материалов: природного, бросового, картона, бумаги и т.д. Ручной труд способствует развитию мелкой моторики, мышления, конструктивных способностей, терпения, воображения, формирует эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

 

Формы организации труда.

          Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными и длительными, простыми и сложными, индивидуальными и общими.

          Поручения вводятся с младшей группы и чем старше становятся дети, тем сложнее становятся поручения и количество их возрастает. Поручения хорошо использовать для индивидуальной работы, когда необходимо закрепить какое-либо умение у конкретного ребенка или детей.

          Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Каждый ребенок в группе должен систематически включаться в дежурства. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурство позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание своей необходимости для всех.

          В средней группе в начале года вводятся дежурства по столовой. В эту работу включается сервировка стола перед едой, а также уборка посуды после еды. Перед каждым приемом пищи помощник воспитателя выставляет на стол для дежурных всю необходимую посуду. Дежурные моют руки, одевают фартуки, косынки или колпаки, расставляют на стол посуду, салфетки. После еды дежурные снова одевают фартуки и собирают посуду. Воспитатель учит детей соблюдать последовательность. Оценивая работу дежурных, он подчеркивает их старательность, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому.

          Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Воспитатель назначает 2-3 дежурных и сам распределяет между ними работу, приходит им на помощь, учит детей доводить дело до конца, убирать использованное оборудование.

          В старших группах вводятся дежурства по уголку природы. В уголке природы дежурные ухаживают за растениями, отмечают наблюдения в журнале наблюдений, отмечают изменения в календаре природы.

          Коллективный труд. Вводится со средней группы. На участке проводится во время прогулки, а в групповой комнате – во второй половине дня. В средней группе дети накапливают трудовые умения, а в старшей уже появляется больше возможностей для организации коллективного труда: дети делятся на подгруппы – звенья, воспитатель объясняет задачи для каждого звена. Необходимо позаботиться о том, чтобы распределить работу между детьми в каждом звене.

          Распределив работу, педагог руководит ее организацией: подсказывает, напоминает. В процессе коллективного труда воспитатель уделяет большое внимание характеру взаимоотношений, складывающихся между детьми, способствует проявлению заботы, дружбы, подсказывает, как надо поступить, учитывая ситуацию.

          По окончании работы педагог подчеркивает преимущество коллективного труда, хвалит тех, кто трудился добросовестно.

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных